Детский фильм в СССР. Эпоха расцвета.

детское кино в ссср

В 60-х годах положение детского фильма в системе советского кинопроизводства упрочилось по сравнению с предыдущем периодом времени. Был создан Художественно-методический совет по детской и юношеской кинематографии при Министерстве культуры СССР под председательством народного артиста РСФСР А. Птушко. Вошедших в этот совет деятелей литературы и кино объединяла мечта о большом детском кинематографе, о подлинном искусстве, которое займет такое же место в мировой культуре, какое принадлежит советской детской литературе.

Предпосылки для этого были. К этому времени кино прочно вошло в быт детей, стало их любимым «общественным воспитателем». Ряды художников, работающих для детей, пополнились. Помимо режиссеров старшего поколения — Н. Лебедева, Л. Голуба, А. Птушко, А. Роу, И. Фрэза — в этот период утвердили себя в детском кино в числе других литовский режиссер А. Жебрюнас, узбекский — Ш. Аббасов, на Украине — Е. Шерстобитов, в Казахстане — А. Карсакбаев, в Белоруссии — Р. Викторов, в Москве — Р. Быков, Э. Бочаров, В. Бычков, М. Федорова, в Риге — Л. Лейманис.

В 1960 году в Литве под художественным руководством В. Жалакявичуса был создан фильм «Живые герои». Фильм состоял из четырех новелл, раскрывавших единую тему: ребенок и война. В одной из новелл, «Последний выстрел», снятой А. Жебрюнасом по сценарию Г. Шаблявичуса, экран обнажал трагизм войны. Доверчивый ребенок погибает от пули бандита, прячущегося в болотах. Эта новелла явилась удачным дебютом молодого литовского режиссера, тяготеющего к поэтическому кинематографу.

В Узбекистане режиссер Ш. Аббасов в 1962 году снял один из интереснейших фильмов узбекской кинематографии «Ты не сирота» по сценарию Р. Файзи, воспевающий красоту советского человека, его духовное богатство. Прототипы героев картины приютили во время войны четырнадцать детей разных национальностей, обогрели их души, научили их добру. Жизненность материала сочетается в этом фильме, отличающемся глубокой трактовкой проблемы гуманизма, с художественной убедительностью.

Такие фильмы, как «Ты не сирота», утверждают, что жизнь держится на любви к человеку, что она — любовь — и есть самое прекрасное чувство в мире, возвышающее человека, облагораживающее его, помогающее ему преодолевать самые тяжкие преграды на своем пути.

Достоверность образов и событий в фильмах «Ты не сирота», «Живые герои» сочетается с социальным обобщением, с осмыслением высоких нравственных законов общества. Обобщение и поэтическое осмысление жизненного материала есть и в картине «Дети Памира» (1963), снятой на Таджикской студии режиссером В. Мотылем по сценарию М. Миршакара и И. Филимоновой. Фильм привлекает многими своими качествами. Картина дает представление о природе края, о жизни памирских детей.

Таким образом, в эти годы наиболее значительными в репертуаре детского кино оказались произведения, в которых авторы стремились философски осмыслить явления действительности, объяснить сущность морали советского человека. Это было для детского кино то новое, что подготавливалось большим предшествующим художественным опытом.

Правда, таких фильмов было все еще мало. Многие картины страдали недостатками, свидетельствующими и о неверном понимании природы детского фильма, и о некоторой художественной нетребовательности их авторов. Мешало быстрому движению вперед и отсутствие теории детского фильма. А именно в этот период, когда фильмов для детей стало выходить на экраны гораздо больше, чем прежде, стало особенно явным, что является условием успеха. Несомненно, для создания полноценного произведения искусства для детей необходимы прежде всего талант и художественный опыт, но кроме того — глубокое понимание авторами многообразного сложного мира детворы с его радостями и печалями. Это обстоятельство видно хотя бы при сравнении трех, отнюдь не самых слабых, а во многом даже интересных детских картин, выпущенных в 1963 году: «Маленькие рыцари» (Тбилисская киностудия; сценарий Э. Кипиани, режиссеры Н. Ненова и Г. Цулая), «Юнга со шхуны Колумб» (Киевская киностудия; сценарий Ю. Чулюкина, режиссер Е. Шерстобитов), «Шурка выбирает море» (Одесская киностудия; сценарий Ю. Дубровкина, режиссер Я. Хромченко).

Создавать фильмы для детей, совершенные во всех своих идейно-художественных компонентах, развивая лучшие традиции детского кино, — задача сложная. Авторы подчас не учитывают изменившихся условий жизни, того, что современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 30-х и 40-х годов, что они получают более широкую, чем это было прежде, информацию о жизни, что невозможно не принимать во внимание процесс их раннего повзросления.

В грузинском фильме «Маленькие рыцари» очень много привлекательного, убедительно показаны взаимоотношения молоденькой учительницы со своими учениками. А юный герой фильма «Шурка выбирает море», который сам еще ничего не совершил, многое узнал о жизни окружающих его рыбаков, полюбил их труд и твердо решил связать свою жизнь с морем. Все эти персонажи — настоящие герои, которые не могут не заинтересовать юного зрителя.

Но вместе с тем в каждом из этих фильмов есть весьма существенные недостатки. В фильме «Маленькие рыцари» рядом со сценами подлинного детского быта мы видим иллюстративные, декоративные эпизоды, раздражающие нарочитостью и, главное, неприкрытым дидактизмом. Авторы «Юнги…», экранизируя одноименную популярную детскую повесть Н. Трублаини, использовали только фабульную схему, упростив образы полюбившихся читателю героев книги. Художественная убедительность фильма «Шурка выбирает море» во многом снижается назойливым подчеркиванием мысли о том, что герой картины должен распроститься с иллюзорными мечтами, книжной романтикой и прийти к пониманию истинной красоты повседневной жизни и труда рыбаков. Вместо исследования характера героя в фильме — искусственное конструирование образа. В современном детском кино наметилось еще одно характерное явление. Оно заключается в том, что границы фильма для взрослых и фильма, созданного специально для детей, нередко стираются.

В 1960 году режиссеры Г. Данелия и И. Таланкин по сценарию В. Пановой поставили фильм «Сережа». Фильм был хорошо принят, отмечен премиями, его с интересом смотрели и взрослые и дети. Главное в картине — изображение нюансов в отношениях людей, тонкость жизненных наблюдений, эмоциональность — оказалось доступным не только зрелым, искушенным людям, но и юным зрителям.

Художники не просто фиксируют то или иное действие, событие повседневного быта, но и улавливают в нем оттенки чувств, ход мыслей героев, сосредоточивая на этом внимание зрителя. В простом, казалось бы, факте жизни они предлагают разобраться серьезно и вдумчиво, не упрощая человеческих отношений. Таковы и фильмы «Дикая собака Динго», «Звонят, откройте дверь!», получившие призы на международных фестивалях.

© 2016, filmets.ru. Все права защищены.


Смотрите также:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезды (Пока оценок нет. Проголосуйте за эту замечательную статью!)
Loading...Loading...

Понравилась статья? Добавьте ее в закладки и социальные сети!


Фильмец.ру » Детский фильм в СССР. Эпоха расцвета.

Еще почитать:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Детский фильм в СССР. Эпоха расцвета.”

  1. Советские фильмы воспитывали в детях Строителя Коммунизма, а нынешние — развращенного, бестолкового потребителя.

Оставить комментарий

*

Яндекс.Метрика